Кафка

Спектакль, 18+ 3:20, 1 антракт
Пе­ред бе­зуми­ем ми­ра я став­лю свое лич­ное бе­зумие. Тог­да мы — я и мир — на­чина­ем го­ворить на од­ном язы­ке. В эту ми­нуту я по­хож на че­лове­ка, ко­торый ос­тался один в опус­тевшей де­рев­не, ря­дом с про­будив­шимся вул­ка­ном. Приб­ли­жа­ет­ся по­ток ог­ненной ла­вы, а я стою, дер­жа пе­ред со­бой лист бу­маги...

При жиз­ни Франц Каф­ка был скром­ным замк­ну­тым клер­ком, ли­тера­тура бы­ла его тай­ным ув­ле­чени­ем. По собс­твен­но­му приз­на­нию, он ощу­щал сво­ими «кров­ны­ми брать­ями» Фло­бера, Дос­то­евс­ко­го и Го­голя, но свои ру­копи­си за­вещал сжечь. Од­на­ко друзья на­руши­ли пос­леднюю во­лю ав­то­ра. Ра­боты Каф­ки, на­пол­ненные при­чуд­ли­выми об­ра­зами и па­радок­саль­ны­ми сю­жета­ми, бы­ли опуб­ли­кова­ны пос­мерт­но и при­нес­ли ему все­мир­ную сла­ву. Се­год­ня Каф­ка восп­ри­нима­ет­ся как ге­ни­аль­ный про­рок бе­зумий XX ве­ка, а его имя ста­ло си­нони­мом осо­бого ти­па аб­сурда.

Жизнь Каф­ки бы­ла на­пол­не­на страст­ным же­лани­ем твор­чест­ва, в его текс­тах зак­лю­чена ог­ромная энер­гия, и ав­то­рам спек­такля важ­но по­казать его лич­ность в пол­ном объ­ёме и во всей слож­ности. В пос­та­нов­ке Ки­рил­ла Се­реб­ренни­кова би­ог­ра­фичес­кие мо­тивы из жиз­ни пи­сате­ля пе­реп­ле­та­ют­ся с сю­жета­ми, по­рож­дённы­ми его во­об­ра­жени­ем, а пер­со­нажи из бес­ти­ария Каф­ки дей­ству­ют на­ряду с ре­аль­ны­ми людь­ми. В со­от­ветс­твии с за­мыс­лом дра­матур­га Ва­лерия Пе­чей­ки­на на сце­не ока­зыва­ют­ся ге­рои «внут­ренней би­ог­ра­фии» Каф­ки: на­чиная с ле­та­ющих со­бачек и Гре­гора Зам­зы, прев­ра­тив­ше­гося в жу­ка, и за­кан­чи­вая при­чуд­ли­вым Од­ра­деком и людь­ми, яв­лявши­мися ге­рою во снах.

Три фак­та из жиз­ни Каф­ки:

1. Макс Брод. Каф­ка сде­лал его ду­шеп­ри­каз­чи­ком, ко­торо­му бы­ло по­руче­но унич­то­жить все не­опуб­ли­кован­ные про­из­ве­дения. В том чис­ле ро­маны «Про­цесс» и не­окон­ченный «За­мок». Од­на­ко Брод на­рушил во­лю сво­его дру­га и опуб­ли­ковал их. Так на­чалась ми­ровая сла­ва Каф­ки.

2. Семья бы­ла для пи­сате­ля мес­том пос­то­ян­ных конф­лик­тов, осо­бен­но с от­цом, ко­торо­му Каф­ка нап­ра­вил зна­мени­тое пись­мо. Се­год­ня этот текст из­да­ет­ся как от­дель­ное ли­тера­тур­ное про­из­ве­дение.

3. Воз­можно, конф­лик­ты в семье не поз­во­лили Каф­ке соз­дать собс­твен­ную семью. Сох­ра­нилась об­ширная дра­мати­чес­кая пе­репис­ка с Фе­лици­ей Ба­уэр, не­вес­той Каф­ки, ко­торая так и не ста­ла его же­ной.

Ва­лерий Пе­чей­кин​, дра­матург

«Са­мым слож­ным ока­зал­ся по­иск и восп­ро­из­ве­дение аб­сурда, ко­торый нель­зя пу­тать с бре­дом. Аб­сурд Каф­ки име­ет жест­кую внут­реннюю ло­гику, най­ти ко­торую бы­ло од­ной из мо­их за­дач. Ка­жет­ся, мы и се­год­ня жи­вем в ми­ре, где по-преж­не­му ме­рой все­го яв­ля­ет­ся аб­сурд, и ос­та­ёт­ся толь­ко пов­то­рять за Каф­кой: «Я хо­тел бы при­вес­ти мир к чис­то­те, прав­де, не­зыб­ле­мос­ти». 

Премь­ера сос­то­ялась 29 июня 2016 го­да.


Галерея
Авторы
Режиссер, художник
Видеохудожник
Художники по костюмам
Художник по свету
Ос­карс Па­улиньш
Художник-технолог
Оль­га Пав­люк
Музыкальный руководитель
Электронная музыка
Дмит­рий Га­рин
Преподаватель степа
Алик Аб­дулла­ев
Преподаватель игры на пиле
Свет­ла­на Мед­ве­дева
Ассистенты режиссера
На­деж­да Ве­село­ва
Ека­тери­на Кос­тю­кова
Исполнительный продюсер
Ярос­ла­ва Зи­ва-Чер­но­ва
Артисты
Отто Пик, рассказчик / альт
Элли, сестра / Мария Абрахам / отдыхающая в санатории
Франц, родственник / Каминер, коллега / Ганс, отдыхающий в санатории
Мать / мадам Дюреж / Рабенштайнер, коллега / хасид
Виллем, родственник / Кулих, коллега / Грета, отдыхающая в санатории
Отец / Грегор Вест, коммивояжёр / раввин
Почтальон / коллега / отдыхающий в санатории
Бас-гитара, электрогитара / хасид
Оттла, сестра / Лени, прислуга / коллега / медсестра
Одрадек, персонаж из рассказа / Иван, работник в школе плавания / доктор Гофман / Зверь / ударные
Валли, сестра / коллега / отдыхающая в санатории
Фелиция Бауэр, невеста / коллега / медсестра
Фортепьяно, мелодика, ударные / хасид
Юлиус, старик / Бендеманн, купальщи
Райхман, графоман / Макс Брод, друг / отдыхающий в санатории
Свет Кафки, виолончель, хасид
Игорь Го­рели­ков
Отзывы
Ни­чего кро­ме слов вос­хи­щения не вы­зыва­ет у ме­ня этот спек­такль, как и все дру­гие ра­боты Се­реб­ренни­кова. Ви­зу­аль­ный ряд, звук, сю­жет­ные по­воро­ты, иг­ра ак­тё­ров- все с пер­вых ми­нут пог­ру­жа­ет в мир Каф­ки. Блес­тя­щая ра­бота! Та­ким и дол­жен быть, по-мо­ему сов­ре­мен­ный те­атр.
Михалев Антон Леонидович, зритель
Бра­во Го­голь Центр, Ки­рил­лу Се­реб­ренни­кову, Ва­лерию Пе­чей­ки­ну! Каф­ка жи­вой! Ре­комен­дую смот­реть всем ро­дите­лям под­рост­ков и прос­то ум­ным лю­дям! Спа­сибо за по­лучен­ные эмо­ции... В од­ном спек­такле по­казан весь Каф­ка, вся его семья и все ос­новные тво­рения! Спа­сибо!
левицкая ирина владимировна, зритель
На­вер­ное, ник­то и не бу­дет ждать празд­ни­ка и ве­селья от спек­такля о Каф­ке. Ин­те­рес­ный расс­каз о нем, в т.ч. как буд­то от близ­ких, дру­зей, кол­лег. До­воль­но отк­ро­вен­но, иног­да не­ожи­дан­но, нап­ри­мер, об­раз Фе­лиции Ба­уэр. Ост­ро­ум­ные сце­ничес­кие ре­шения со­седс­тву­ют с дра­мати­чес­ким об­ра­щени­ем к зри­телю. Оп­ре­делён­но ра­ду­ет, что нет сла­бых ак­тё­ров, на мой неп­ро­фес­си­ональ­ный взгляд, т.е. каж­дый крут.
Строганова Марина Константиновна, зритель
«Го­голь-центр» вы­пус­тил очень це­лост­ный и спо­кой­ный спек­такль, сот­канный из не­весо­мой пло­ти кош­ма­ров, из ос­колков про­зы и днев­ни­ков. Очень ан­самб­ле­вый спек­такль: Се­мен Штей­нберг, Ни­кита Ку­куш­кин, Свет­ла­на Мам­ре­шева, Ри­та Крон, Один Бай­рон и их кол­ле­ги иг­ра­ют изощ­ренно, плас­тично, точ­но — Се­реб­ренни­ков вы­рас­тил труп­пу сво­их ак­те­ров, она вош­ла в си­лу.
Елена Дьякова, "Новая газета"
Ge­sell­schaftskri­tisch oder po­litisch ist die Ins­ze­ni­erung, wenn über­ha­upt, nur zwisc­hen den Ze­ilen. Die Ent­sche­idung für die Fi­gur Kaf­ka mag man be­re­its als po­litisch in­terp­re­ti­eren – schließlich war er ein Mensch, der sich der Ge­sell­schaft ein Stück we­it be­wusst ver­we­igert hat. Auch ze­it­li­che Ver­we­ise gibt es hi­er und da. Et­wa, wenn aus Kaf­kas Ta­gebuch von 1914 die la­konisc­he No­tiz zi­ti­ert wird: "De­uts­chland hat Russ­land den Kri­eg erklärt – nach­mit­tags Schwimm­schu­le." Oder wenn die Männer im Schwimm­bad un­ter der Dusc­he Gas­masken tra­gen. Doch die Ins­ze­ni­erung hat mehr Witz und Po­esie als po­litisc­he Schärfe. Li­ebe­voll iro­nisch geht sie mit der zwang­sne­uro­tisc­hen Fi­gur Kaf­ka um. Po­litisch­stes Ze­ic­hen des Abends: Zum ge­wal­ti­gen Schlus­sapp­la­us kom­men die Spi­eler fast al­le mit "Free Ki­rill"-T-Shirts auf die Bühne – und ern­ten (nicht nur dafür) Stan­ding Ova­ti­ons.
Barbara Behrendt, kulturradio
Сми о спектакле
"Каф­ка" с че­лове­чес­ким ли­цом
Роман Должанский, Комменсант
Без пра­ва го­лоса
Антон Хитров, Colta.ru
Мол­ча­ние Си­рены – «Каф­ка», Го­голь-центр
Театральный буфет, Ольга Григорьева

Другие спектакли

Маяковский. Трагедия
Спектакль, 18+
Автор: Вла­димир Ма­яковс­кий
Режиссер, художник: Фи­липп Гри­горь­ян
20 окт, Вс
Море деревьев
Спектакль, 12+
Автор: Лю­ба Стри­жак
Режиссер: Фи­липп Ав­де­ев
26 сен, 12, 13 ноя