10 спектаклей, на которые нужно попасть этой весной

Чеховский фестиваль, новый Богомолов, остросоциальный Карбаускис, редкая шестичасовая «Чайка» и не только — билеты пора брать уже сейчас.

«Мастер и Маргарита», «СТИ»

В «Студию театрального искусства» на Таганке ходят за добротными, без лишней авангардности постановками классики. Пока не совсем ясно, как в чеховско-достоевский репертуар, где особняком стоят хулиганские «Москва — Петушки», впишется сложнейший хрестоматийный текст Булгакова. Известно только, что «Мастер и Маргарита» Женовача — это прежде всего история любви, которая, по словам режиссера, традиционно задвигается на второй план. И хотя, по слухам, одну из ролей исполняет Иван Янковский, актерский состав держится в секрете до самого дня премьеры, дата которой отодвинулась с запланированного января на неопределенный срок. Вся надежда на весну.

«Своими словами. Н. Гоголь „Мертвые души“ (История подарка)», «ШДИ»

Серию спектаклей, популярно рассказывающих о «взрослых» книжках, режиссер Дмитрий Крымов еще год назад начал с адаптации энциклопедии русской жизни «Евгения Онегина». В «Мертвых душах» Крымов усложнил задачу и себе, и зрителям: история на этот раз будет рассказана не только о спекуляциях Чичикова, но и отношениях Гоголя с Пушкиным. Спектаклям Крымова характерны смелый разговор с писателем, деконструкция смысла, ироничное отношение к пафосному канону, отважные гипотезы, облаченные в свежие театральные метафоры. Серьезное рассуждение на тему литературного воровства обернуто в элегантные костюмированные анекдоты: про чихнувшего Пушкина, отрезающего маникюрными ножницами локоны великого поэта Тургенева, Елену Сергеевну Булгакову, выбравшую кусок картонки с цветными буковками в качестве надгробия для мужа. Вырезанная из бумаги тройка ретивых коней, накладные брови, парики, переодевания и балаган — за счет этих приемов спектакль кажется гениальной импровизацией. В качестве следующих кандидатов на участие в литературных дебатах ожидаются Чехов и Карл Маркс.

«Изгнание», Театр им. Вл. Маяковского

Литовская пьеса о литовцах-экспатах в постановке литовского режиссера — это очередная работа тандема худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, выпустивших год назад с успехом идущий «Русский роман» — инсценированную биографию Льва Толстого, тесно сплетенную с мотивами его литературы. На этот раз Ивашкявичюс обратился к злободневной остросоциальной теме и подошел к написанию пьесы с такой же тщательностью, только теперь работа велась не в библиотеке, а в рабочих кварталах Лондона в поисках мигрантских историй.

Четырехчасовое «Изгнание» рассказывает о литовцах, покинувших родину в поисках лучшей жизни. Их выбор пал на неприветливую Британию, холодно принявшую чужаков. Никаких файф-о-клоков и элегантных леди с маленькими собачками — на протяжении жизни главному герою приходится встречаться с ксенофобией и все ниже опускаться на социальное дно, чтобы в итоге понять: цепь бесконечных неудач в поисках идеального места и достойных социальных масок оказывается поиском самого себя. Холодное неуютное пространство сцены, декорированное жестью, создавал давний соратник Карбаускиса — художник Сергей Бархин.

«Дракон» и «Северный ветер», МХТ им. Чехова

В МХТ им. Чехова стартовали предпремьерные показы инсценировки шварцевского «Дракона» в постановке Константина Богомолова, а значит, пора вставать в очередь за билетами на март. Описание спектакля туманно: «Спектакль не о власти, не о любви, не о деньгах, а о том, что розовый цвет страшнее черного, ночь яснее дня, безумие — самый разумный выбор, одна голова — хорошо, а три — плохо, all u need is love и о том, что лучшее украшение девушек — скромность и прозрачное платье». Судя по обещанным «зажигательным танцам и лучшим песням», пьеса-сказка о тоталитаризме вполне может местами принять форму настоящего капустника. В ролях: Игорь Верник, старший и младший Табаковы, Кирилл Власов и другие. Кстати, самого Богомолова в этом сезоне тоже можно будет увидеть в качестве актера — в дебютной театральной работе Ренаты Литвиновой по собственной пьесе «Северный ветер». Художником по костюмам заявлен Гоша Рубчинский, а композитором, разумеется, Земфира.

«Кузмин. Форель разбивает лед», «Гоголь-центр»

В прошлом году Кирилл Серебренников затеял важный проект «Звезда» - о судьбах пяти поэтов Серебряного века. Героями первых постановок стали Пастернак, Мандельштам и Ахматова, четвертым будет Михаил Кузмин. Неочевидный выбор в пользу поэта сделал латвийский режиссер Владислав Наставшев, выпускник мастерской Льва Додина, известный Москве перманентно аншлаговой «Митиной любовью» в«Гоголь-центре». За текстовую основу взята последняя, 11-я книга стихов Михаила Кузмина, музыкальное и художественное обрамление для которой создается самим режиссером. После Кузмина - очередь Владимира Маяковского.

«Поле битвы» реж. Питер Брук

XIII Международный театральный фестиваль им. А. П. Чеховаоткроется в Москве только в мае, но о билетах стоит позаботиться заранее: нам привезут культовых «Комеди Франсез», Робера Лепажа и Питера Брука, а также много неевропейского театра — из Аргентины, Америки, Бразилии, с Тайваня, Кубы и из КНР. Самого Антона Павловича, кстати, в репертуаре немного — все больше зарубежной классики: Хемингуэй, Гюго, Лорка, Шекспир.

«Театральная бессонница: „Чайка“» , Электротеатр «Станиславский»

«Отчего вы все всегда ходите в черном?» на «Театральной бессоннице» вам предстоит услышать трижды: шестичасовое действо на базе легендарного текста поделено между режиссерами Юрием Муравицким, Кириллом Вытоптовым и Юрием Квятковским. Премьера состоялась еще зимой прошлого года, но «Чайка» нерегулярно появляется в афише, а потому это абсолютный must see весны. Три версии, три способа, три взгляда режиссеров абсолютно разного метода объединены идеей трансформации и свободы интерпретаций. Для тех, кто готов пожертвовать субботним сном во имя Чехова, авангарда и мартовского рассвета.

Еще в Электротеатре можно посмотреть дебютную работу выпускницы «Мастерской индивидуальной режиссуры» Полины Fractall по одному из первых рассказов Вирджинии Вулф «Пятно на стене». Спектакль, выдержанный в эстетике модернизма, представляет собой поток сознания — рефлексию о природе творчества, эффектно обыгранный видеоартом и фрактальной анимацией.

«Комната Шекспира», Театр им. Ленсовета

Второй Бутусов за сезон — большая удача для театрала. Брехтовские «Барабаны в ночи» с успехом отгремели в Театре Пушкина, после чего в МДТ стартовала «Комната Шекспира». Героев комедийной пьесы «Сон в летнюю ночь» режиссер уверенно забрал из волшебного леса и поместил в мрачную клаустрофобную комнату типичной питерской коммуналки, щедро раздав им тексты Достоевского, Довлатова, Кафки и Кортасара, — очевидно, получившийся винегрет призван стать попыткой адаптации Шекспира к современному контексту. Типичные приемы, конечно, на месте: экспрессия бессловесных сцен, неочевидная музыкальная партитура, гипнотический транс, проникающий в темноту подсознания.